Педагогическое проектирование как ресурс развития образования

Автор: | 28.02.2016

Новая политика в сфере образования диктует новые социальные требования к системе образования в целом, приводит к пониманию того, что обществу, которое развивается, нужны высокоморальные, активные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отмечаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, имеют развитое чувство ответственности за судьбу страны.

Становится очевидным, что традиционное образование не отвечает потребностям современного человека и не отвечает переменчивой социальной ситуации. Поэтому на протяжении последних десятилетий в разных странах мира многие педагоги ориентированы на создание для обучающихся возможности занимать активную, то есть инициативную, позицию в учебном процессе. Не просто «усваивать» предложенный преподавателем (программой, учебником) материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном, как на конечной истине.

Проектное образование, которое реализуется через мотивированное включение обучающихся в разработку проектов, выступает сегодня в качестве альтернативы, которая позволяет комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и имеет ряд дополнительных преимуществ, к которым можно отнести:

  • социальную направленность проектной деятельности, что позволяет реализовать проекты, которые изменяют вид учебного заведения;
  • возможность решения проблем и реализации идей, которые имеют значение для педагогов и учеников;
  • получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность учебного заведения;
  • постепенное овладение технологией личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных вопросов;
  • свободное творческое самовыражение обучающихся, которое не ограничено рамками предмета и бюджетом времени;
  • ощущение реальной пользы учебному заведению, которую принесет разработанный и воплощенный в жизнь проект;
  • освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;
  • большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их «отрыва» от предметного содержания конкретной учебной дисциплины;
  • необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за пределы содержания традиционного обучения;
  • использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов.

Кроме того, педагогическое проектирование является особенным видом педагогической практики, которая отображает специфическую деятельность педагога, сущность которой — поиск и создание новых образов педагогической действительности, инструментом согласования традиционных образовательных систем с потребностями людей в переменчивой социальной ситуации.

Ученые и практики признают, что проектирование определяет новый, современный, инновационный вид любого образовательного заведения, изменяет тип мышления участников проекта, изменяет конкурентоспособность самого преподавателя на рынке труда.

Последнее время слова «проект», «проектная деятельность», «проектирование», «проектная культура», «социальное проектирование» достаточно популярны. Конкурсы социальных проектов стали неотъемлемой частью жизни общества, приметой современной жизни, и отчасти управленческим механизмом, который стимулирует инновационную деятельность.

Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по существу, прогрессивной, отвечает потребностям формирования нового качества человека ХХІ века, жизненно- и практикоориентированной и способствует социальной зрелости тех, кто учится. Задание современного обучения (и шире — образования) заключается не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, в источник развития личности.

И, наконец, говоря о педагогическом проектировании, нельзя его рассматривать только как инструмент современного педагога. По существу, перед образованием стоит новая задача — формирование проектной культуры. И дело не только в том, чтобы научить обучающихся общим основам проектирования, принципам разработки проектов для любой сферы деятельности, научить обнаруживать факторы, которые способствуют и тормозят реализацию проектов, рассчитывать необходимые ресурсы. Важно, чтобы проектная культура стала средством жизнедеятельности, позволила человеку осуществить проектирование собственной судьбы, своего дела — организации, в которой он работает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *