Становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и только потом — как профессионала, владеющего специальными знаниями в определенной отрасли педагогической деятельности.
Современное общество требует не узких специалистов — носителей отдельных производственных функций, а всесторонне развитых социально активных личностей, обладающих фундаментальное научное образование, богатую внутреннюю культуру. Несмотря на то, что для любого квалифицированного специалиста необходимы глубокие знания, для педагогической деятельности учителя особенно важны профессионально значимые личностные качества.
Становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и только потом — как профессионала, владеющего специальными знаниями в определенной отрасли педагогической деятельности. Не оставляет сомнений тот факт, что успешность профессиональной подготовки в ВУЗе зависит от профессионально значимых личностных качеств. Ведь личностные качества, позволяя предсказывать характер взаимодействия между личностью и педагогической профессией, формируются еще в школьные годы.
Педагогически одаренный учитель способен не только адекватно понимать своих учеников, но и целенаправленно влиять на них в процессе дидактической коммуникации. Это дает возможность выделить два взаимосвязанных уровня социального отображения педагогической деятельности: рефлексивный и проективный. Рефлексивный уровень включает эмпатию педагога, чувство меры или такта и самоконтроля. Проективный уровень выделяет пять видов специфического проектирования результатов влияния на ученика:
- гностический;
- собственно проективный;
- конструктивный;
- комуникативный;
- организаторский.
Необходимо выделить три группы личностных качеств, которые имеют профессиональную значимость для педагога: развитие у педагога эмпатии, т.е., способности понимать внутренний мир другого человека и проникать в его чувства, сопереживать им; способность к активному влиянию на ученика — динамизм личности, проявляющийся в инициативе, гибкости, разнообразии влияний и в возможности учителя ловить изменения ситуации и продумывать в связи с ними необходимую стратегия педагогических влияний; в противоположность динамизму и умению «управлять другими», педагог должен обладать и высокоразвитой способностью “владеть собой”.
Молодежи нравятся преподаватели, которые приводят собственный опыт и эмоциональные переживания ученикам. Но есть педагоги, которые не зажигают сердца. От таких бегут. Основная их проблема — не умеют (не хотят) общаться с учениками, не умеют наладить с ними нормальные, а это значит серьезные, доверительные, а главное — доброжелательные отношения. Невольно возникает вопрос «Так, возможно, следовало бы научиться?» Внутренняя основа педагогического взаимодействия — это чувства, образы, мысли, которые вызываю у учителя и ученики, и в общем его личная педагогическая деятельность. Воспитание и обучение насквозь пронизаны общением в широком смысле. Таким образом, педагогическая деятельность – это такое поведение учителя, в процессе которой проявляются, видоизменяются и развиваются его взаимоотношения с учениками.
Почему учителя с одинаковыми знаниями, опытом и даже желанием хорошо выполнять свою работу делают ее все же по-разному? Потому что каждый учитель — неповторимая личность, а, соответственно, неповторимо и его общение с учениками. И у всех оно происходит по-разному. Ведь канал педагогического общения, по мнению Я.Л. Коломенского, — это магистраль, по которой учитель транслирует все хорошее, что содержит его личность, на личность ученика. И не очень хорошее.
Связь эта двусторонняя — от учителя к ученику и от ученика к учителю. и все, что происходит между ними называется межличностным взаимодействием. Я.Л. Коломенский выделяет два типа педагогического взаимодействия по соответствию внутреннего состояния и внешних проявлений — отношение и общение, где внешнее и внутреннее совпадают. На первом месте в педагогическом отношении (отношении педагога к детям, ученикам), безусловно, эмоциональные переживания.
Исследователь сравнивает отношение человеку к человеку и взаимоотношения между учителем и учеником: это ось, где на верхнем полюсе — любовь, на нижнем — ненависть, а посередине — 0. В педагогических взаимоотношениях возможны сложные, противоположные переживания, амбивалентные эмоциональные состояния, когда от любви к ненависти и шагу делать не надо. Они слиты, спаяны в одном неразрывном душевном прорыве. Например, классический пример амбивалентного отношения — гнев матери, вызванный сыном или дочерью. Гнев через любовь. Таким может быть и амбивалентное педагогическое отношение. И ученики его чувствуют, безошибочно прочитывают, где гнев вызван искренним гневом учителя, который хочет видеть ученика счастливым, а где просто разозленная тетка или дядька.
В современной педагогике существует специальный термин — эффективный учитель. Его отличает уникальная комбинация личностных качеств, которые выступают как субъективные предусловия профессионализма в педагогической деятельности: для таких учителей внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней; сначала он стремиться понять точку зрения другого человека, а потом уже действует на базе этого понимания; люди и их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать, при чем совершенно адекватно, свои жизненные проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности.
Заставляют задуматься неординарные суждения Н.Г. Гринько о профессии учителя: «Учитель или будущий учитель должен так или иначе признать, что эффективность его деятельности, как и оригинальность его человеческого проявления, зависит от личностной замученности. Он должен признать, что не может существовать в двух сферах — профессиональной и личной жизни. Если он выбрал профессию учителя, то она должна стать его главным делом, средством создания своего Я.»