Этика в классе: о чем нужно знать учителю

Автор: | 08.10.2017

Этика в классе: о чем нужно знать учителю

Этика и мораль часто ассоциируется с религиозным воспитанием, однако школы также могут преподать важные уроки этического осмысления и поведения

«Существует большой страх, что так или иначе преподавание этики в школе сформирует у детей какую-то определенную религиозную точку зрения, — говорит доктор философии из США Брюс Вайнштейн. – И все же, в школе просто невозможно не учить этике».

Вайнштейн ведет еженедельную колонку в издании «BusinessWeek.com» и недавно выпустил популярную книгу «Будет ли это считаться обманом, если меня не поймают?». Он утверждает, что если определенными школами принят кодекс поведения, то они обязательно будут учить этике.

По словам Вайнштейна, существует пять основных принципов этики, которые являются общими для всех религий:

  • не навреди;
  • сделай лучше;
  • уважай других;
  • будь справедливым;
  • будь любящим.

Эти ценности в разных частях мира определяются по-разному, но при этом все они являются межкультурными и ожидаемыми среди существующих групп людей. Поэтому, как утверждает Вайнштейн, этические ценности должны выходить за пределы стен храмов и преподаваться в классах, а также полноправно пребывать в семьях.

Доктор Ларри Хинмен, профессор философии и директор Института ценностей при университете в Сан-Диего (США), объясняет, что в светском контексте понятие этики имеет отношение ко всему, что имеют люди с позиции человечества.

«Вопросы, с которыми мы сейчас имеем дело, не заключаются в том, насколько хорошо нам жить в нашей группе, а в том, как наша группа может хорошо жить и взаимодействовать с другими группами по всему миру, — говорит Хинмен. — Мы должны уделить много времени тому, чтобы внимательно выслушать, что говорят другие люди о своих ценностях, а не только делать свои предположения о них. Чем больше мы в состоянии увидеть точки соприкосновения, тем больше шансов построить сильное общество и сильный мир».

По словам Вайнштейна, сегодня, чтобы найти для себя этическое руководство, дети обращаются к культуре, но многие взрослые не подают им хороший пример. И это касается не только политиков и бизнесменов, чьи неправомерные действия иногда вредят современной экономике. Дети смотрят даже на поведение известных спортсменов. «Спортсмены накачивают себя стероидами, и дети думают про себя – если эти люди могут выйти сухими из воды, почему же тогда мне нельзя?», — говорит он.

Вайнштейн также акцентирует внимание на отчете 2008 года, опубликованном Институтом этики Джозефсона, в котором указывалось, что из более чем 30 000 опрошенных старшеклассников, около 65 % признали, что обманывали. «Школы должны учить этике, — настаивает Вайнштейн, — иначе этические стандарты будут устанавливать такие аферисты как Бернард Мэдофф (приговоренный к 150 годам заключения за созданную им крупнейшую в истории финансовую пирамиду)».

Хинмен также обеспокоен обманом и мошенничеством – особенно вредом от обмана в рядах учеников и студентов. Он говорит: «Очень часто студенты думают, что если никто не пострадает, то в чем же тогда вред обмана?». Но Хинмен объясняет, что когда кто-то обманывает, он создает неравные условия. И если бы все в определенной ситуации обманули друг друга, мы бы вернулись к изначальным параметрам, потому что никто не получил бы никаких преимуществ.

«Я чувствую моральную ответственность и обязательство перед учениками, которые придерживаются правил, чтобы убедиться, что все находятся в равных условиях, — говорит Хинмэн. — Это не столько о том, чтобы распознать обманщиков, но об уважении и достоинстве людей, которые играют по правилам, и которым в какой-то мере я обязан».

У стратегии, предполагающей акцент на вознаграждении за правильное поведение, а не на наказании за плохое поведение, долгая история в русле образовательного движения (Character Education Movement, CEM), начавшегося около трех десятилетий назад. Кэти Ланг, старший научный сотрудник Исследовательского центра этики (ERC) в Вашингтоне, округ Колумбия, говорит, что движение было создано с целью поощрения преподавания базовых ценностей в школах.

«Тогда был поставлен вопрос: можно ли научить ценностям, не преподавая при этом основы религии? Это была попытка показать, насколько важно учить правильным вещам в классах школы». Движение CEM рассматривает различные способы преподавания темы ценностей, часто включая ролевое моделирование и используя различные обучающие моменты. «У большинства школ, например, есть такое понятие как «студенты месяца», — говорит Ланг. — Они ищут способы выявить, признать и поощрить учеников, которые олицетворяют собой те ценности, которые школа пытается продвигать».

Хинмен и Вайнштейн предлагают следующие напоминания и советы по обучению детей и молодых людей («молодых взрослых») этическому поведению.

Не навреди

Старайтесь не обижать людей и не причинять им боль. Вайнштейн говорит, что бывают ситуации, в которых порой неизбежно причинение вреда другому человеку, например, при разрыве отношений или увольнении с работы; важно при этом максимально минимизировать эту боль. Сказать ровно столько, сколько будет достаточно, чтобы прояснить точку зрения, и не говорить ничего, что будет излишне, что сможет обидеть человека. Хинмен, в свою очередь, напоминает нам также и о том, что важно не быть оскорбительным по отношениям к людям, не вписывающимся в «мейнстрим», будь то студент, являющийся гомосексуалистом, или ребенок с ограниченными физическими возможностями. Потому что для них факторы риска резко увеличиваются и проявление доброты (а не жестокости) является настоящей необходимостью.

Сделай лучше

Вайнштейн говорит, что очень важно помогать людям, но при этом четко понимать разницу между настоящей помощью и причинением вреда человеку. Если вы учитель, задайте только тот объем домашнего задания, который будет действительно полезным. Если в вашем классе появился новый ученик, радушно примите его, пусть он почувствует себя желанным. Если вы видите кого-то нуждающегося, протяните ему руку помощи. Скажите что-то доброе. Пусть благодаря вам люди подумают о себе в положительном ключе. Участвуйте в создании сообщества, члены которого будут доверять друг другу. Хинмен подчеркивает, что если в вашем сообществе не будет доверия, люди не станут рисковать и открывать себя такими, какими они есть на самом деле.

Уважай других

Вайнштейн объясняет, что к человеку мы проявляем уважение тогда, когда говорим ему правду, когда сдерживаем свои обещания и не слушаем и, тем более, не распространяем лживые слухи. Если кто-то расскажет вам секрет или доверит тайну, никому ее не говорите. Хинмен акцентирует на ценности учителя, который уважает своих учеников. Не относитесь к ребенку надменно или с презрением. Не сокрушайте его дух. Также Хинмен напоминает, что одной из основных задач школы является создание сообщества с различными раскрытыми и поощренными талантами. При этом одной из основополагающих ценностей, по словам Хинмена, является уважение — уважение друг к другу и уважение наших различий.

Будь справедливым

«Справедливость — это то, как мы наказываем людей», — говорит Вайнштейн. Не наказывайте их слишком строго, потому что вы эмоциональны. Убедитесь, что ваше наказание соответствует «преступлению». Также, справедливость – это и то, как мы распределяем малые ресурсы. Не выделяйте фаворитов среди своих учеников. Не давайте одним больше, а другим меньше. Наконец, Вайнштейн говорит, что справедливость – это еще и желание, и готовность обратить несправедливую ситуацию в справедливую. Если кто-то из учителей вербально оскорбляет, то этичный учитель обязательно обратит на это внимание и вовлечется в ситуацию. Если ученика кто-то запугивает, этичный ученик обязательно вмешается и заступится.

Будь любящим

Одним из проявлений любви является сострадание к другим. Покажите людям, что вы заботитесь о них. Вайнштейн вспоминает своего учителя 5-го класса, который говорил своим ученикам: « Если вы начнете принимать наркотики, я буду преследовать вас всю оставшуюся жизнь». «Когда вы читаете сейчас в тексте эти слова, они могут выглядеть, как угроза, — говорит Вайнштейн. — Но тогда это был его способ проявить заботу о нас. И это одна из главных причин, почему я никогда не связывался с наркотиками».

«Да, это может выходить за рамки ваших функциональных обязанностей, — подчеркивает Вайнштейн, — но даже простое письмо на электронную почту может показать ребенку вашу заботу о нем и участие».

По материалам education.com

Добавить комментарий