Задачи и функции классного руководителя

Автор: | 11.12.2017

Повседневное руководство учебно-воспитательной работой в классе осуществляет классный руководитель, назначенный администрацией школы из числа учителей, преподающих в этом классе. На него возлагается решение следующих задач: воспитание у учащихся культуры поведения, формированию у них высоких моральных качеств; обеспечение единства педагогических требований со стороны семьи и школы; организация в случае необходимости помощь учащимся (учебной, материальной, моральной), проведение мероприятий, предусматривающих укрепление здоровья учащихся; организация общественно полезного труда учащихся, ведение документации класса; выстраивание взаимоотношений с учащимися и их родителями на демократических началах, сотрудничестве, содействие развитию самоуправления учащихся.

Классный руководитель выполняет диагностическую, организаторскую, воспитательную, координационный, стимулирующую функции.

Диагностическая функция. Предусматривает изучение классным руководителем учащихся своего класса. Знание особенностей детей, их интересов, наклонностей, потребностей, уровня воспитанности, мотивов поведения и других качеств дает возможность составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы, организовать результативный ежедневный воспитательное воздействие на ученический коллектив в целом и каждого ученика в частности. Для выявления индивидуальных особенностей учащихся используют рассмотренные ранее методы научно-педагогического исследования.

Организаторская функция. Заключается в умении привлекать коллектив класса к различным видам воспитательной деятельности: познавательной, что обогащает представления учащихся об окружающей действительности; общественно полезной, направленной на общую пользу и благо; ценностно-ориентационной, которая раскрывает ученикам духовные и материальные социальное значимые ценности и ориентирует на них их поведение; художественно-творческой, что дает учащимся возможность реализовать индивидуальные творческие задатки и способности; свободного общения, организации досуга учащихся, взаимно их.

Для организации этого вида деятельности и обеспечения воспитательного результата педагог должен обладать определенными организационными умениями и навыками.

Воспитательная функция. Она является самой сложной в деятельности классного руководителя. План воспитательной работы в классе определяет содержание, формы и методы воспитательной деятельности. Классный руководитель составляет его с учетом общего содержания и методики воспитания учащихся в национальной школе. Прежде воспитательная деятельность классного руководителя предполагает подготовку и проведение запланированных воспитательных мероприятий, которые являются действенным средством формирования у учащихся социальное ценных мотивов поведения, здоровых интересов, духовных потребностей, чувств, положительных нравственных, правовых, трудовых, эстетических и других качеств.

Классный руководитель должен продумать, как привлечь как можно больше членов детского коллектива к подготовке и проведению воспитательного мероприятия, найти каждому конкретное дело, ибо только при таких условиях это станет делом самих учащихся, за которую они будут болеть, к которой будут относиться с чувством ответственности. Умелая подготовительная работа с четким распределением обязанностей уже сама по себе воспитывает учеников, поскольку требует соответствующей дисциплины как самой условия интересной жизни, успехе общего дела; признание человека по его отношением к труду, ответственности при выполнении-порученному делу, помощи товарищам и т.д. При таких же условий проведения воспитательного мероприятия является завершающим актом определенного периода воспитательной работы.

Чтобы воспитательное мероприятие является эффективным и его идеи осознали ученики, важно уловить, почувствовать, определить степень их подготовленности к восприятию предлагаемых им нравственных, правовых, эстетических и других норм, положений, понятий. Если они уже известны учащимся, учитывают их понимание, взгляды на них, чтобы внести необходимые коррективы.

Каждый воспитательное мероприятие имеет свою структуру, которая зависит от метода или формы его проведения. Важный структурный элемент такого мероприятия — подготовительный этап, на котором распределяют обязанности между учениками с учетом их возможностей, детально продумывают программу воспитательного мероприятия в пределах отведенного для него времени, подбирают необходимую литературу и наглядное оформление, контролируют подготовленность учащихся к выполнению порученных заданий.

Успех воспитательного мероприятия во многом зависит и от надлежащего оформления помещения, в котором его проводят. Удачно оформленное помещение, выставка ученических технических изделий или рисунков, плакаты с высказываниями выдающихся людей, музыкальное сопровождение, вазы с цветами, эстетически оформленное приглашение вызывают интерес к его содержанию, пробуждают ответные чувства.

Содержание воспитательного мероприятия должен быть доступным для соответствующей возрастной категории учащихся, способствовать достижению конкретной цели, нести в себе новую для воспитанников информацию, особенно это касается традиционных воспитательных мероприятий, которые проводят ежегодно (празднование Дня Матери, Дня учителя, 8 Марта и др.).

Координационная функция. Заключается в направлении классным руководителем воспитательных усилий всех педагогов, родителей и представителей общественности на положительные результаты в воспитании учащихся. Классный руководитель прежде всего добивается, чтобы коллектив учителей, который работает с учащимися класса, руководствовался едиными требованиями к ним, осуществлял индивидуальный подход. Он изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с их требованиями и отношениями с учениками, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, методов воздействия на них. Объединение и направление воспитательной деятельности — важнейшее его вопросы1.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя зависит также от того, насколько тесно он сотрудничает с родителями, может обеспечить единство школьного и семейного воспитания, от связей с предприятиями и учреждениями, которые шефствуют над школами, помощи в организации воспитания учащихся по месту их проживания, в преодолении безнадзорности школьников и тому подобное.

Стимулирующая функция. Заключается в своевременном выявлении сдвигов к лучшему в развитии каждого ученика класса и соответствующем поощрении его до следующих полезных действий и поступков. (Технологию использования методов стимулирования было рассмотрено раньше.)

Разнообразная деятельность классного руководителя требует высокого уровня культуры и надлежащей психолого-педагогической подготовки. Прежде всего он должен иметь твердые убеждения, которые удостоверяют его преданность педагогическому делу, чувствовать течение времени, знать о событиях, которые происходят в России за её пределами. Эту информацию классный руководитель должен своевременно передавать ученикам, формируя у них определенное отношение к ней.

Классный руководитель должен быть высоконравственным человеком, честным, справедливым, порядочным во всех своих помыслах и поступках. Он должен хорошо знать своих воспитанников, понимать их духовный мир и душевное состояние, жить их радостями и горечами, быть деликатным и тактичным в отношениях с ними, любить их и одновременно быть требовательным к ним и к себе. Одна из сущностных его черт — надлежащий уровень знаний по педагогике и психологии, что позволяет ему быстро находить контакт с учителями и учениками, умело организовывать воспитательный процесс, привлекать учащихся к различным видам деятельности, выявлять уровень их воспитанности, вносить в программы воспитания соответствующие коррективы, побудить их к самообразованию и самовоспитанию.

Планирование работы классного руководителя

Успешная деятельность классного руководителя возможна лишь при условии четкого планирования воспитательной работы в классе, которое помогает определить целостную воспитательную систему, проектировать развитие всего коллектива класса и отдельных его членов. План работы классного руководителя — научно обоснованное проектирование становления и развития коллектива учащихся класса и каждого воспитанника в частности. Он состоит из таких структурных элементов: характеристики класса, задач воспитания, системы воспитательной деятельности.

Планирование воспитательной деятельности требует от классного руководителя прежде всего анализа состояния дел в коллективе, знакомство с передовым опытом и рекомендациями психолого-педагогической науки. На основе анализа составляют характеристику класса, в которой отражают состояние уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся,

степень сплоченности коллектива, действенность общественного мнения в нем, стиль взаимоотношений между членами ученического самоуправления и рядовыми членами коллектива, уровень знаний учащихся, отклонения от норм поведения отдельных учащихся и их причины и другие особенности. Такая характеристика дает возможность наметить конкретные задачи воспитательной работы с классом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *