Тема урока: «Глаз и зрение. Недостатки зрения»
Цель урока: Познакомить учащихся с оптической системой глаза человека, нарушениями зрения и их исправлениями. Развивать понимание свойств глаза как естественного оптического прибора. Формировать понимание взаимосвязей между природными явлениями, воспитывать бережное отношение к своим глазам.
Оборудование. Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, линзы, очки, раздаточный материал.
Тип урока. Комбинированный.
Ожидаемые результаты для учащихся
- Ознакомитесь со строением глаза.
- Научитесь характеризовать глаз, как оптическую систему.
- Узнаете что такое дальнозоркость и близорукость;
- Выясните способы коррекции зрения, назначение очков.
- Ознакомитесь с понятием адаптация и аккомодация глаза.
Структура урока
- Организационный момент. 1 мин.
- Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.
- Подготовка к восприятию новой темы 7 мин.
- Мотивация учебной деятельности 3 мин.
- Объявление темы, представление ее содержания и ожидаемых результатов. 3 мин.
- Изучение нового материала (первичное восприятие) 25 мин.
- Осмысление знаний и умений. 10 мин.
- Систематизация и обобщение новых знаний и умений (происходит при поэтапном повторении при изучении нового материала)
- Подведение итогов урока 3 мин.
- Инструктаж к выполнению домашнего задания. 2 мин.
План урока (содержание темы)
- Строение глаза.
- Характеристика глаза, как оптической системы.
- Дальнозоркость и близорукость;
- Способы коррекции зрения, назначение очков.
- Адаптация и аккомодация глаза.
- Организационная часть.
Проверка домашнего задания.
Упражнение «течение предложения» (слайд1) Ученики записывают в тетрадях дополнение к предложениям. После завершения — взаимопроверка. Проецируются на доску правильные ответы. Оценка будет учитываться при выставлении балла в конце урока.
Учитель. Какой разноцветный этот рисунок. (слайд 4) Сколько всего интересного мы можем узнать из него. Какое чувство нам позволяет все это наблюдать?
Оказывается, что почти 90% всей информации, человек получает через глаза.
Мотивация учебной деятельности.
Давайте пересмотрим видеосюжет и прокомментируем его. (слайд 5). Все ли увиденное вы можете объяснить? Интересно ли вам узнать что происходит с лучом, который попадает в глаз? Какой дальнейший ход лучей. (слайд 6)
Объявление темы, представление ее содержания и ожидаемых результатов.
Сегодня на уроке:
- Ознакомитесь со строением глаза.
- Научитесь характеризовать глаз, как оптическую систему.
- Узнаете что такое дальнозоркость и близорукость;
- Выясните способы коррекции зрения, назначение очков.
- Ознакомитесь с понятием адаптация и аккомодация глаза.
Изучение нового материала
Учитель. Познакомимся со строением глаза. (Слайд 7)
Класс делится на три группы. Две группы учащихся работают над имитацией элементов глаза (ситуативное моделирование) (выступают в качестве составляющих. Например, «Я хрусталик — …»). Ученики III группы заполняют таблицу.
Учитель подводит итог сказанному с помощью таблицы.
Учитель. Оптическую систему глаза можно рассматривать как выпуклую линзу.
Проведем опыт. На листе бумаги получим от линзы четкое изображение окна. (работа в группах)
Построим изображение предмета, расположенного за двойным фокусом и образованного собирающей линзой. (ученик у доски) Охарактеризуйте это изображение.
Этот опыт раскроет нам «тайну зрения».
• Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают действительное перевернутое и уменьшенное изображение на сетчатке.
• (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Работа в группах. Поработаем с учебником. I группа — узнать что такое аккомодация глаза. II группа — «Что такое близорукость?» III группа — Что такое дальнозоркость? Ответ дает один представитель из группы.
Итог учителя. Демонстрация аккомодации глаза (слайд 14). Выводы детей.
При рассказе учащихся о болезни глаз демонстрируется слайд 16.
Учитель. Сравните изображение в нормальном, дальнозорких и близоруком глазу. Использующих для коррекции зрения? (слайд18-19)
Запомните:
- близорукий глаз — изображение перед сетчаткой (корректируют вогнутые линзы)
- дальнозоркий глаз — изображение за сетчаткой (корректируют выпуклые линзы).
Учитель. Довольно часто вы смотрите художественные, анимационные фильмы, мультфильмы. А задумывались над тем, какая свойство зрения позволяет их сделать? Это свойство называется инерция зрения.
Зрительный образ, вызванный предметом сохраняется в течение 0,1 с. Это свойство называют инерцией зрения и используют в кино. (Слайд 20) Если картинки меняются со скоростью 24 раза в секунду, то создается иллюзия движения. Для анимации такой скорости смены кадров не надо. Достаточно 6-10 кадров в секунду.
А сейчас понаблюдаем как создают анимационное кино. (Слайд 21). Вы это можете сделать сами дома.
III. Итог. Ответьте на вопросы.
• Почему глаз называют оптическим прибором?
• Где образуется изображение предметов в глазу?
• Какие основные свойства глаза, как собирающей линзы?
• Что такое близорукость?
• Что такое дальнозоркость?
• Как их исправить?
• Что такое аккомодация?
• Что такое инерция зрения?
• Как вы понимаете пословицу «Берегите, как зеницу ока»
IV. Закрепление изученного.
Работа в группах.
• Задание первой группе (эксперимент). Определите двумя способами какие очки должна носить дальнозоркий человек, а какие близорукий человек.
• Задача II группе. Упражнение 4 Стр.183.
• Задача III группе. Какой человек лучше видит под водой — дальнозоркий, близорукий или с нормальным зрением?
Домашнее задание. П. 28, упражнение 1-9 (устно), 7 для интересующихся -экспериментальное задание с.183, 2.
Урок «Глаз и зрение. Недостатки зрения» — это урок изучения нового материала, который проходит как проверка знаний по теме «Линзы». Он дает возможность ознакомиться ученикам с оптической системой глаза, выяснить способы коррекции зрения, узнать об адаптации и аккомодации глаза.
Урок занимает ведущее место в разделе «Световые явления», поскольку имеет практическое направление. Построен так, что сочетает элементы интерактивного обучения и дифференцированного подхода. Иллюстрации (с использованием мультимедийной презентации и экспериментальных задач) дают возможность каждому ученику быть активным участником каждого этапа урока. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм» позволяет за короткое время проверить домашнее задание и активизировать знания по теме. Использование видеоматериалов развивают познавательный интерес учащихся, умение делать выводы из увиденного. Интерактивная технология «Ситуативное моделирование» (распределение ролей — составляющих глаза) способствует формированию коммуникативных компетенций.
Экспериментальное задание подводит к теме, создает проблемную ситуацию, формирует экспериментальную компетенцию учащихся.
Работа в группах сочетается с работой с учебником, дополнительной информацией, обеспечивает информационную компетенцию учащихся.
На уроке используется действующий учебник Физика 7 класс Перышкин В.Я., видеоматериалы YouTube по физике, биологии, анимационные материалы с YouTube по аккомодации глаза, интернет-картинки.