Открытый урок по теме «Глаз и зрение»

Тема урока: «Глаз и зрение. Недостатки зрения»
Цель урока: Познакомить учащихся с оптической системой глаза человека, нарушениями зрения и их исправлениями. Развивать понимание свойств глаза как естественного оптического прибора. Формировать понимание взаимосвязей между природными явлениями, воспитывать бережное отношение к своим глазам.

Оборудование. Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, линзы, очки, раздаточный материал.
Тип урока. Комбинированный.
Ожидаемые результаты для учащихся

  1. Ознакомитесь со строением глаза.
  2. Научитесь характеризовать глаз, как оптическую систему.
  3. Узнаете что такое дальнозоркость и близорукость;
  4. Выясните способы коррекции зрения, назначение очков.
  5. Ознакомитесь с понятием адаптация и аккомодация глаза.

  Структура урока

  • Организационный момент. 1 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.
  • Подготовка к восприятию новой темы 7 мин.
  • Мотивация учебной деятельности 3 мин.
  • Объявление темы, представление ее содержания и ожидаемых результатов. 3 мин.
  • Изучение нового материала (первичное восприятие) 25 мин.
  • Осмысление знаний и умений. 10 мин.
  • Систематизация и обобщение новых знаний и умений (происходит при поэтапном повторении при изучении нового материала)
  • Подведение итогов урока 3 мин.
  • Инструктаж к выполнению домашнего задания. 2 мин.

План урока (содержание темы)

  1. Строение глаза.
  2. Характеристика глаза, как оптической системы.
  3. Дальнозоркость и близорукость;
  4. Способы коррекции зрения, назначение очков.
  5. Адаптация и аккомодация глаза.

 

  1. Организационная часть.
    Проверка домашнего задания.
    Упражнение «течение предложения» (слайд1) Ученики записывают в тетрадях дополнение к предложениям. После завершения — взаимопроверка. Проецируются на доску правильные ответы. Оценка будет учитываться при выставлении балла в конце урока.

Учитель. Какой разноцветный этот рисунок. (слайд 4) Сколько всего интересного мы можем узнать из него. Какое чувство нам позволяет все это наблюдать?

Оказывается, что почти 90% всей информации, человек получает через глаза.

Мотивация учебной деятельности.
Давайте пересмотрим видеосюжет и прокомментируем его. (слайд 5). Все ли увиденное вы можете объяснить? Интересно ли вам узнать что происходит с лучом, который попадает в глаз? Какой дальнейший ход лучей. (слайд 6)
Объявление темы, представление ее содержания и ожидаемых результатов.
Сегодня на уроке:

  1. Ознакомитесь со строением глаза.
  2. Научитесь характеризовать глаз, как оптическую систему.
  3. Узнаете что такое дальнозоркость и близорукость;
  4. Выясните способы коррекции зрения, назначение очков.
  5. Ознакомитесь с понятием адаптация и аккомодация глаза.

Изучение нового материала
Учитель. Познакомимся со строением глаза. (Слайд 7)

Класс делится на три группы. Две группы учащихся работают над имитацией элементов глаза (ситуативное моделирование) (выступают в качестве составляющих. Например, «Я хрусталик — …»). Ученики III группы заполняют таблицу.
Учитель подводит итог сказанному с помощью таблицы.

Учитель. Оптическую систему глаза можно рассматривать как выпуклую линзу.
Проведем опыт. На листе бумаги получим от линзы четкое изображение окна. (работа в группах)
Построим изображение предмета, расположенного за двойным фокусом и образованного собирающей линзой. (ученик у доски) Охарактеризуйте это изображение.
Этот опыт раскроет нам «тайну зрения».

• Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают действительное перевернутое и уменьшенное изображение на сетчатке.
• (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Работа в группах. Поработаем с учебником. I группа — узнать что такое аккомодация глаза. II группа — «Что такое близорукость?» III группа Что такое дальнозоркость? Ответ дает один представитель из группы.

Итог учителя. Демонстрация аккомодации глаза (слайд 14). Выводы детей.

При рассказе учащихся о болезни глаз демонстрируется слайд 16.
Учитель. Сравните изображение в нормальном, дальнозорких и близоруком глазу. Использующих для коррекции зрения? (слайд18-19)

Запомните:

  1. близорукий глаз — изображение перед сетчаткой (корректируют вогнутые линзы)
  2. дальнозоркий глаз — изображение за сетчаткой (корректируют выпуклые линзы).

Учитель. Довольно часто вы смотрите художественные, анимационные фильмы, мультфильмы. А задумывались над тем, какая свойство зрения позволяет их сделать? Это свойство называется инерция зрения.

Зрительный образ, вызванный предметом сохраняется в течение 0,1 с. Это свойство называют инерцией зрения и используют в кино. (Слайд 20) Если картинки меняются со скоростью 24 раза в секунду, то создается иллюзия движения. Для анимации такой скорости смены кадров не надо. Достаточно 6-10 кадров в секунду.
А сейчас понаблюдаем как создают анимационное кино. (Слайд 21). Вы это можете сделать сами дома.

III. Итог. Ответьте на вопросы.
• Почему глаз называют оптическим прибором?
• Где образуется изображение предметов в глазу?
• Какие основные свойства глаза, как собирающей линзы?
• Что такое близорукость?
• Что такое дальнозоркость?
• Как их исправить?
• Что такое аккомодация?
• Что такое инерция зрения?
• Как вы понимаете пословицу «Берегите, как зеницу ока»
IV. Закрепление изученного.
Работа в группах.
• Задание первой группе (эксперимент). Определите двумя способами какие очки должна носить дальнозоркий человек, а какие близорукий человек.
• Задача II группе. Упражнение 4 Стр.183.
• Задача III группе. Какой человек лучше видит под водой — дальнозоркий, близорукий или с нормальным зрением?

Домашнее задание. П. 28, упражнение 1-9 (устно), 7 для интересующихся -экспериментальное задание с.183, 2.

Урок «Глаз и зрение. Недостатки зрения» — это урок изучения нового материала, который проходит как проверка знаний по теме «Линзы». Он дает возможность ознакомиться ученикам с оптической системой глаза, выяснить способы коррекции зрения, узнать об адаптации и аккомодации глаза.

Урок занимает ведущее место в разделе «Световые явления», поскольку имеет практическое направление. Построен так, что сочетает элементы интерактивного обучения и дифференцированного подхода. Иллюстрации (с использованием мультимедийной презентации и экспериментальных задач) дают возможность каждому ученику быть активным участником каждого этапа урока. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм» позволяет за короткое время проверить домашнее задание и активизировать знания по теме. Использование видеоматериалов развивают познавательный интерес учащихся, умение делать выводы из увиденного. Интерактивная технология «Ситуативное моделирование» (распределение ролей — составляющих глаза) способствует формированию коммуникативных компетенций.

Экспериментальное задание подводит к теме, создает проблемную ситуацию, формирует экспериментальную компетенцию учащихся.
Работа в группах сочетается с работой с учебником, дополнительной информацией, обеспечивает информационную компетенцию учащихся.
На уроке используется действующий учебник Физика 7 класс Перышкин В.Я., видеоматериалы YouTube по физике, биологии, анимационные материалы с YouTube по аккомодации глаза, интернет-картинки.